Обсуждаются патологии детско-родительских отношений и патологии семейных отношений. Дочки-матери, диктатура семейных тиранов, гиперопека и т.п., так как такие вещи являются прямой причиной зависимостей в дальнейшем.
Патологии семейных отношений:
- неестественная структура семьи (воспитание в семье без отца и без человека, который способен выполнять роль отца; воспитание однополой парой мама-бабушка, мама-тетя и т.п.; воспитание без родителей вообще);
- невыполнение членами семьи своих естественных ролей (невыполнение своей роли отцом в случае, когда он, отец, слабый, безвольный, не подает пример мужского поведения сыну; доминирование в семье женщин(ы), когда главная в дома мать или бабушка; недееспособность родителей, когда они алкоголики или наркоманы);
- ненормальные отношения между членами семьи (многочисленные ссоры и ругань родителей друг с другом, измены, подозрения в них и выяснения отношений; случаи, когда родители то живут вместе, то порознь; частая смена членов семьи...);
- подавление личности ребенка ради его послушания (случаи, когда родители заставляют ребенка стремиться к тем целям, которых они сами не смогли достичь; случаи гиперопеки, когда родители контролируют каждый шаг ребенка, якобы заботясь о нем, а по факту, заботятся лишь о своем покое в ущерб развитию ребенка, развитию его навыков общения и умению жить в реальном мире; случаи тирании и ломания воли ребенка, когда он подвергается унизительными наказаниям или ему запрещается любое выражение своего мнения, отличного от мнения родителей, "воспитание покорности"; случаи, когда ребенок, видя обман родителей, вынужден закрываться от них и вести двойную жизнь; случаи, когда в ответ на рассказы о проблемах ребенку декларируют, внушают, что его детство идеальное и лучше быть не может);
- неестественные отношения с родственниками (случаи, когда у ребенка перед глазами нет примера хороших отношений с родными, ссоры, ругань; привитие ненависти к родственниками, чередующееся с лицемерно дружеским общением; недееспособность родственников: алкоголики, наркоманы, игроманы);
- другие случаи, когда в семье нет условий для воспитания из детей сильных, здоровых физически и психически, самодостаточных людей;
Эти и другие патологии семейной жизни, патологии общения с родными людьми причиняют детям серьезные психологические травмы, деформируют, атрофируют важные социальные и психологические навыки, как то умение общаться и находить общий язык, умение адекватно реагировать на конфликты и решать их, реакция на трудности, желание преодолевать трудности, умение выражать свое личное мнение и отстаивать его.
С одной стороны, создается почва для формирования зависимого поведения, как способа убежать от болезненной реальности. Ведь, приведенные выше случаи семейных патологий есть источник психологической боли. Навыки же решения причиняющих эту боль проблем не развиваются, да зачастую и решить проблемы невозможно - не может ребенок перестроить мир вокруг себя, тем более, родителей, от которых он зависит и на которых фактически не имеет рычагов давления. Вот и остается один путь - в зависимое поведение.
С другой стороны, создается почва для самоизоляции маленького человека от других людей. В начале принудительная изоляция или нежелание общаться со сверстниками по причине комплексов по поводу своей семьи. А потом человек не развивает вовремя навыки общения и обнаруживает, что попытка выйти из изоляции дается крайне тяжело и рефлекторно избегает этого болезненного выхода из неестественной, но привычной зоны комфорта в одиночестве. Стремление к зависимому поведению и стремление к изоляции от других людей определяют, к каким зависимостям предрасположен человек. Конечно же, к онанизму. Это и зависимое поведение, и не требует социальных навыков, а наоборот, требует изоляции, уединения.