Разберём цитаты из книги "Психология допроса военнопленных" (О.Г.Сыропятов), главы "Психологические аспекты проведения допроса" и "Приёмы психологического воздействия при проведении дознания". Здесь есть конкретная информация о методах воздействия на пленного, принципиально сходных с методами воспитания в семье и школе. Цитируем, разбираем цитаты, обсуждаем.
Американские и английские военные психологи анализируют эффективность таких, используемых на практике, способов допроса военнопленных, как убеждение, внушение, устрашение, психологическое изнурение (нарушение сна, «сшибка» биоритмов, ограничения в отдыхе, раздражающие ольфакторные, световые и звуковые эффекты, сенсорная депривация, социальная изоляция, помещение в «клаустрофобогенное» пространство, монотония, скука, нарушение отправления естественных надобностей и др.), переформирование поведения (зомбирование), гипносуггестивный допрос, медикаментозное воздействие, моделирование социальных ситуаций (игры в «плохого» и «хорошего» следователя, использование «подсадных уток», манипулирование гордостью и личным достоинством и др.). Классифицируя методы воздействия на человека, Р. Ронин пишет, что они могут быть щадящими (внушение) и агрессивными (шантаж), простыми (запугивание) и изощренными (зомбирование), трудноуловимыми (нейролингвистическое программирование) и дополняющими (фармакоуправление).
В арсенале семейного и школьного воспитания несомненно присутствует убеждение и внушение - это вообще-то педагогические приёмы. Запугивание - излюбленный приём как семейного воспитания, так и школьной педагогики. Манипулирование гордостью и личным достоинством также относится как к семейному так и к школьному воспитанию. Здесь мне на память приходит училка, которая любила спрашивать, "у тебя гордость есть?", в ситуации унижения учеников, в частности, вопрос задавался девочке, которую она в этот момент ломала. Психологическое изнурение - нормальная школьная действительность и семейная тоже. Нарушение сна, когда делаешь уроки до полуночи, после того как отзанимаешься музыкой, а утром вставать в полседьмого (мой собственный опыт). Ограничение в отдыхе - у меня на памяти одни уроки в свободное время - общеобразовательные и музыкальные, на это же уходил выходной, а на каникулы я получал полсотни этюдов, которые долбил на пианино всё лето. Если серьёзно, то это огромная нагрузка на нервную систему, даже сейчас у меня нагрузки меньше, если сравнить. Нет таких адских объёмов, которые надо выполнить в срок. А потом удивляемся, откуда у нас неврозы. Социальная изоляция, монотония и скука - тоже было.
А вот нарушение отправления естественных надобностей - здесь у меня просто анекдотический опыт. Отец почему-то считал, что я много сижу, пардон, в туалете. Хотя вряд ли кому-то понравится долго сидеть в туалете, даже если это даёт хоть какой-то шанс закрыться на время от домашней действительности. На этой почве я подвергался высмеиванию, а то и такое, что сижу я пардон, на унитазе, открывается дверь и отец испепеляет меня гневным взглядом, видимо для ускорения дефекации. Это было бы смешно. Но. По жизни меня преследует такое неприятное явление, как запоры. А они бывают и на нервной почве. Здесь ещё один пример, тоже из личного опыта. Школьный туалет, больше похожий на парашу на зоне. Открытые унитазы, заподлицо заделанные в нечто, похожее на сцену со ступенькой. Я так за всё время и не решился сесть на это позорное возвышение и гадить у всех на глазах. И писсуары в рядок у стенки. Пока мочишься, над тобой смеются тупые личинки окрестных алкоголиков. Ничего смешного на самом деле. Кончилось тем, что я не мог там мочиться, спазм намертво схватывал сфинктер, я застёгивал ширинку и уходил с полным мочевым пузырём. В последствии посещение общественных уборных было сопряжено с этой проблемой. И только сейчас я эту проблему решил. Кстати, мне в этом помогли навыки аутогенной тренировки. В общем, всё это для кого-то смешно (для личинок социального быдла), но по последствиям более чем серьёзно и, кроме всего прочего - очень унизительно.
А вот зомбирование несомненно, имеет место в школьном воспитании, причём является частью самой этой системы, включено в неё и встроено. Учителя здесь являются только исполнителями, причём часто сами этого не понимают.
В британских пособиях по допросам рекомендуется при допросе измотать пленного, заставить его потерять ориентацию и вызвать у него чувства незащищенности, беспокойства и страха: «Унижайте, раздевайте догола, угрожайте». Британские военные обучают будущих специалистов по проведению допросов таким методам, как угрозы, сенсорная депривация (резкое ограничение сенсорной информации, в том числе и с помощью психотропных средств) и принудительное раздевание догола, что явно противоречит Женевской конвенции. Недавно разработанные секретные учебные пособия рекомендуют офицерам, проводящим допросы, стремиться к тому, чтобы унизить и измотать пленного, заставить его потерять ориентацию и вызвать у него чувства незащищенности, беспокойства и страха.
Вот раздевание до гола - это один из методов семейного воспитания. Как это не отвратительно. Ребёнка заставляют снять пардон, штаны и дают ему ремня. В некоторых случаях этот отвратительный ритуал доводят до степени прямо таки казни, жертвоприношения. Заставляют раздеваться до гола, ложится на возвышение (стопку подушек) и секут. Да ещё не просто ремнём, а каким-нибудь ритуальным предметом, только рукоятки в форме фаллоса не хватает. Ко мне, к счастью, подобные методы воспитания, тем более с такими театральными эффектами не применялись. Был только один эпизод порки со снятыми штанами. Это действительно была очень унизительная процедура, знаю на собственной шкуре. По поводу описанного выше ритуала с раздеванием до гола - это реальные примеры из жизни, описывались такие мерзости в одной серьёзной статье, источник более чем авторитетный (если не шибаюсь - АИФ) и происходило это скотство не где-то, а в элитных советских семьях, в том числе и с девочками-подростками. В последнем случае это уже напоминает изнасилование, здесь уже сексуальный подтекст.
А что главное в приведённой цитате - это вызвать чувство незащищённости, беспокойства и страха - и с этими задачами семейное и школьное воспитание справляется блестяще! И здесь в арсенале воспитателей и педагогов сотни средств физического и психологического воздействия. Унижение в любой форме - это, пожалуй, едва ли не основной язык общения родителей с детьми и учителей с учениками. На памяти сотни конкретных примеров как из собственного, так и чужого опыта. "- Ты и так достаточно унижен" - это уже мой папа так со мной.
Для того чтобы вызвать у допрашиваемого чувство «беспокойства/страха», рекомендуется проводить вопрос в «резкой манере», т. е. задавать вопросы пленному прямо в лицо, кричать, ругаться и угрожать. Полезным для дела является вызвать у задержанного «чувство беззащитности», заставить его «потерять ориентацию» и «унизить».
Без комментариев. Можно заменить слово "допрашиваемый", "пленный" или "задержанный" на "ребёнок".
Один военнослужащий сообщил следствию, что он видел, как примерно тридцать иракцев заставили принять неудобную коленопреклоненную позу, и в этом положении они стояли на солнце, причем руки у них были скованы наручниками сзади, а на головы надеты мешки из-под песка.
У нас училка в начальных классах практиковала такое наказание. Заставляла залезать под её стол и стоять там в коленно-локтевой позиции. Сколько ей захочется, могла и весь урок продержать. За это её вызывали в какой-то ГОРОНО. Видимо беседа достигла цели, поскольку эта пытка (а это пытка) из арсенала садистки была исключена. Остались стояния в углу, или строем у доски. Иногда это продолжалось реально часами. Сам стоял.
Всё описанное конечно, не сравнимо с настоящими допросами и пытками. Но. Самое главное - ПРИНЦИПЫ ТЕ ЖЕ. Вот что страшно. И на психику действует точно так же. Ломает волю.